Достопримечательности чуйского тракта

Европа

Сегодня представляем вам статью по теме: “достопримечательности чуйского тракта” с полным описанием куда стоит поехать и что посмотреть. Так же в мы предлагаем интересные комментарии путешественников.

Достопримечательности Чуйского тракта: поездка на машине

Отчет о путешествии на машине по достопримечательностям Чуйского Тракта. Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры, водопады, слияние рек и другие красоты Алтая.

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен – Змеиногорск – Белокуриха – Акташ – Кош-Агач – Улаган – Барнаул – Новосибирск – Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск – Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем “тренировочная трасса”, после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

Мы посетили комплекс Андреевская слобода, вход стоит 100 рублей. Сейчас это музей с несколькими строениями 18-19 века, но в будущем планируется открытие гостиницы, чтобы каждый желающий мог почувствовать себя зажиточным купцом.

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала “Чертов палец”. Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.

Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.

Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.

На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.

После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!

На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.

Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.

Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.

Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.

Дорога к голубым озерам

За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.

Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют “Глазами Катуни”. Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

В селе Акташ есть поворот на Улаган и последняя более-менее приличная заправка. Асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога, густо посыпанная булыжниками.

Первая достопримечательность, которая встретится на этом участке пути, это Красные ворота. Здесь когда-то взрывали скальную породу, чтобы проложить дорогу.

Дорога очень красивая и увлекательная, местами даже встречается асфальт. Поднимаемся на высоту 2100 метров. По бочинам растут плодоносящие кедры, можно поесть свежих орешков.

Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма “Гардемарины” — про “российскую дорогу, семь загибов на версту”. На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — “Ока”.

Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на “Оке”.

Резкий спуск с Кату-Ярык

11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.

Ночевали мы на базе “Мешке Таш” возле базы “Каменные грибы”. Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы “Каменные грибы”. В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.

Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.

Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.

Дорога к водопаду

К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.

Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.

Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.

Пришла пора выдвинулись обратно.

В России очень дорогой бензин, и чем дальше от крупных городов, тем дороже. Если в районе Барнаула бензин можно найти за 32 рубля, то в районе Кату-Ярыка он стоит 38-39 рублей за литр. Приятно удивило, что на заправках особо не обманывают, наливают бензин нормально.

За 2 недели мы потратили:

  • Бензин: около 9500 рублей.
  • Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
  • Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
  • Пробили колесо на трассе Артыбаш – Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
  • Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.

На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.

Чуйский тракт: достопримечательности из окна машины

Горный Алтай – просто райское место для автотуриста. Во-первых, потому что по его территории можно свободно передвигаться на машине, основные магистрали неплохого качества, а во-вторых, потому что на протяжении всего путешествия виды будут открываться потрясающие. К тому же многие знаковые на Алтае места можно увидеть, буквально не покидая салона автомобиля.

Чуйским трактом называют федеральную трассу Р-256 (М-52), которая начинается в Новосибирске и следует до самой границы с Монголией. Однако настоящим Чуйским трактом всё же принято считать ту часть трассы, что проходит по Горному Алтаю, пересекая его с северо-запада на юго-восток. Таким образом, можно сказать, что Чуйский тракт начинается в Бийске и заканчивается в посёлке Ташанта уже на самой границе, там, где находится пограничный и таможенные пункты. Протяжённость данного отрезка федеральной трассы – 590 км.

Достопримечательности чуйского тракта

Основные населённые пункты:

Бийск – с. Сростки – Горно-Алтайск – с. Соузга – с. Манжерок – с. Усть-Муны – с. Усть-Сема – с. Шебалино – с. Онгудай – с. Иня – с. Чибит – с. Акташ – с. Курай – с. Кош-Агач – с. Ташанта

Чуйский тракт считается одной из красивейших дорог в мире. Дело, конечно, не в самой дороге, а в пейзажах, которые её окружают. Некоторые известные достопримечательности Горного Алтая можно увидеть, если просто ехать по этой трассе.

Достопримечательности чуйского тракта

Село Сростки (384 км) – родина писателя Василия Шукшина. Ежегодно в окрестностях села на горе Пикет проводятся Шукшинские чтения. Также в селе расположен музей писателя.

Достопримечательности чуйского тракта

Айский мост (459 км) – находится в с. Соузга, ведёт на противоположный берег Катуни и не является частью Чуйского тракта, но примечателен тем, что через него лежит дорога к популярному месту отдыха в Алтайском крае озеру Ая.

Достопримечательности чуйского тракта

Село Манжерок (470 км) – село в своё время, получившее широкую известность благодаря песне Эдиты Пьехи – “Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок?”. В двух километрах от села находится одноименное озеро и горнолыжный комплекс.

Достопримечательности чуйского тракта

Источник Аржан-Суу (478 км) – природный источник минеральной воды у самого Чуйского тракта в 7 км от Манжерока. Памятник природы республиканского значения. Рядом находится новый мост через Катунь, который ведёт на дорогу к зоне отдыха в Алтайском крае “Бирюзовая Катунь”.

Достопримечательности чуйского тракта

Село Усть-Сема (497 км) – здесь Чуйский тракт переходит на левый берег Катуни.

Достопримечательности чуйского тракта

Горно-Алтайский ботанический сад (502 км) – находится за селом Усть-Сема на левом берегу Катуни. Здесь находится одна из богатейших коллекций редких растений Сибири и Алтая.

Достопримечательности чуйского тракта

Семинский перевал (583 км) – находится за райцентром Шебалино, на 583 км Чуйского тракта. Высота перевала 1717 метров. Здесь установлен памятник-стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайских народов в состав России.

Достопримечательности чуйского тракта

Перевал Чике-Таман (667 км) – расположен за селом Онгудай и является памятником природы регионального значения. По высоте ниже Семинского, но за счёт более крутых подъёмов и спуска, выглядит более живописно. На вершине перевала есть специальная смотровая площадка.

Достопримечательности чуйского тракта

Песчаная стена (687 км) – интересная достопримечательность, которая представляет собой вертикальный срез горы высотой до трех десятков метров, подходящий прямо к дороге. Стена эта практически полностью состоит из песка, но песок этот плотный и слежавшийся.

Достопримечательности чуйского тракта

Катунские террасы (690 км) – примечательное геологическое явление, когда берег Катуни спускается к воде широкими террасами. Некоторые учёные говорят, что сформировались они в результате гигантского древнего наводнения.

Достопримечательности чуйского тракта

Чуй -Оозы (712 км) – место слияния рек Чуя и Катунь, находится в 10 км по Чуйскому тракту от села Иня. Многие люди, склонные к мистификациям, считают, что это одно из главных мест силы на Алтае. Здесь же неподалёку находится урочище Калбак-Таш, где на скалах сосредоточено большое количество древних рисунков и петроглифов.

Достопримечательности чуйского тракта

Белый бом (740 км) – мощный скальный массив из белого известняка, который буквально прижимает Чуйский тракт к реке Чуя. Находится между селами Иня и Чибит.

Достопримечательности чуйского тракта

Голубое (гейзеровое) озеро (796 км) – небольшое, но очень живописное озеро, которое получило название благодаря донным отложениям голубого цвета и родникам, которые бьют со дна, вынося на поверхность концентрические круги бирюзового цвета. Находится в 7 км от села Акташ.

Достопримечательности чуйского тракта

Курайская степь (826 км) – местность в районе села Курай. Почти безжизненный, но тем не менее завораживающий ландшафт.

Достопримечательности чуйского тракта

Чуйская степь (880 км) – местность, которая простирается от окрестностей села Кош-Агач практически до границы с Монголией. Здесь берёт своё начало река Чуя. Это одно из самых солнечных мест в России, но при этом довольно холодное, зимой до -60С, а осадков здесь выпадает всего порядка 150 мм в год.

Достопримечательности чуйского тракта

351,3 – съезд с моста. В г. Бийске от моста через р. Бия первоначально начинался Чуйский тракт.

351,4 – поворот на Смоленский тракт

353,1 – выезд из города Бийска. Поворот в п. Лесное

353,7 — развилка на новый мост через Бию

357 – на выезде из Бийска кафе, АЗС, автомастерская

360,6 – поворот на аэропорт г. Бийска

368 – указатель “Пункт первой медицинской помощи”

371,6 – п. Чуйский, кафе

374 – пляж «Летний рай», кафе

393,7 – с. Образцовка, АЗС

395 – указатель «Красногорский район»

397,6 – с. Березовка, АЗС

405 – поворот на с. Красногорское, АЗС, кафе

408,8 – археологический комплекс «Быстрянка I»

411,8 – с. Суртайка, указатель “Пункт первой медицинской помощи”, АЗС

416 – р. Иша, Мост через Ишу, оздоровительный центр «Катунские зори», центр здоровья “Прасковья”, археологические памятники

419,6 – указатель и поворот на «Усть-Иша 5, Новозыково 24»

425,6 – с. Долина Свободы, указатель “Пункт первой медицинской помощи”

428,7 – граница Алтайского края и Республики Алтай. Въездной знак Республика Алтай / Памятник туристу (Пилигрим)

432,1 – указатель и поворот на “Платово 5, Шульгин Лог 15, Сетовка 40, Советское 57”, Мост через р.Катунь у с. Платово, памятник природы “Земная рябь” у с. Платово, памятник природы “Оз. Лебединое” у с. Урожайного, памятник природы “Гора Бабырган”.

С 431 по 435 км – Майминский археологический комплекс

433 – торговые лавки “Сувениры Горного Алтая”, АЗС, шиномонтажная мастерская, кафе-бистро

433,9 – пост ДПС, АЗС, поворот на Верх-Карагуж

435,7 – с. Майма, Музей Камни Алтая, памятник природы “Майминский рыхлый вал”, АЗС, кафе, гостиница, автомастерские

444 – с. Карлушка

451,6 – с. Рыбалка, питомник красивых растений, кемпинг, налево кафе “Меркит”

454,4 – место старого подвесного моста через Катунь (Айский мост) Разобран в 2013 г.

454,9 – с. Соузга, археологический памятник “Городище Соузга”. Источник.

457,9 – мост через Катунь – переезд на Айский тракт

459 – база отдыха Финская дача

461,1 – с. Черемшанка, археологический памятник”Черемшанка”

472,5 – АЗС, указатель и поворот на “Озерное 1.1” (оз. Манжерок), археологические памятники, кафе, закусочные

479,1 – водная переправа на Талдинские пещеры

481,4 – пос. Известковый

484,5 – с. Усть-Муны, АЗС, археологический памятник, памятник A.M. Кошурникову

491,1 – с. Барангол. Подвесной мост через Катунь (разрушен новоднением 2014 г., восстановительные работы) , дорога на Камышлинкий водопад, сувенирные лавки

491,6 – т/к “Царская охота”

493,5 – граница Майминского и Чемальского районов

Достопримечательности чуйского тракта

495 – развилка Чемальского тракта и Чуйского тракта (вправо). До 2011 г. тракт проходил через – с. Усть-Сема (496 км.), ныне построен новый мост через Катунь, старый мост функционирует но имеет ограничение 20 т. На границе села имеется заправка. Читайте также Усть-Семинский мост

498,6 – примыкание старой дороги через с. Усть-Сема

504,9 – с. Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад, памятник природы «Шиш-кулар – Катаил – Чистый луг»

506,2 – поворот на «Деревня Берендеевка»

509 – Алтайское экспериментальное хозяйство СО РАН «Чергинский зубрятник»

Достопримечательности чуйского тракта

514,5 – с. Черга, развилка и поворот на «Усть-Кан 132, – Алтайское 56», АЗС, памятник природы «Источник Курловские дачи»

Достопримечательности чуйского тракта

546,8 – с. Шебалино, СТО, АЗС, краеведческий музей Шебалинского района

561,1 – с. Кумалыр, археологические памятники

571,8 – с. Топучая

573,8 – мост через р.Сарлык

574,3 – подъем на Семинский перевал, указатель “подъем 9, спуск 11”

581 – комплекс придорожного сервиса “Золотой кедр” – кафе, гостиница

582,4 – Семинский перевал, памятник в честь 200-летия вхождения Горного Алтая в состав России, учебно-тренировочный центр “Семинский перевал”, база отдыха “Динамо”, горнолыжная трасса, кафе, столовая, гостиница

592,7 пос. Зайсанская Елань (нежил.)

Достопримечательности чуйского тракта

610,8 – развилка – Туекта – Усть-Кан – Усть-Кокса – Тюнгур, АЗС

613,1 – с. Туекта, комплекс археологических памятников

620,1 – с. Каракол, археологический памятник “Каракол”, краеведческий музей, АЗС, поворот на сс. Кулада, Бичикту-Боом

624 – указатель “Онгудай 10, Акташ 164, Ташанта 316”

628,2 – с. Шашикман, курганный могильник Балык-Соок. Заправка Роснефть.

634,4 – с. Онгудай, магазин народных промыслов “Торко Чачак”, археологические памятники, АЗС, гостиница, СТО, кафе

642,7 – с. Улита, АЗС, кафе

647,8 – старая ГЭС на р. Урсул, мост через р. Урсул, к/х “Янтарное”

652,9 – с. Хабаровка, газовая заправка

655 – указатель “Перевал Чике-Таман” – подъем 4 км, спуск 4 км”

Достопримечательности чуйского тракта

662,9 – обзорная площадка на перевале Чике-Таман, памятник дорожнику

668,6 – Прирусловый родник Чике-Таманский

672,8 – с. Купчегень, археологические памятники

680 – археологический памятник «Кур-Кечу»

680,5 – слияние рек Б. Ильгумень и Катуни, Ильгуменский порог, наскальные рисунки

691,9 – место впадения р. Б. Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка

693,6 – указатель «Б. Яломан 12» – комплекс археологических памятников. Каменные ворота (Айри-таш)

703,4 – с. Иня, железобетонный мост через Катунь, справа нерабочий подвесной мост через Катунь

Достопримечательности чуйского тракта

708,8 – мост через Катунь, указатель «Инегень 12» (разрушен)

710 – бом Бичикту-Кая

712,4 – место слияния Чуй с Катунью, беседка. Чуй-Оозы (слияния рек Чуя и Катунь)

712,9 – поворот на новые мосты на Инегень. Мосты через Чую и Катунь на с. Инегень

714,5 – с. Чуйозы, кафе, гостиница, археологический комплекс, наскальные рисунки

728 – Святилище Адыр-Кая — археологический комплекс, Чуйский оленный камень

744 – памятник Кольке Снегиреву, справа от трассы. Памятник шофёру Кольке Снегирёву

755 – мост через Чую

759,5 – водопад Девичьи слезы, стоянка. Водопад Ширлак

760,4 – порог Бегемот на Чуе, мост через Чую

762 – стоянка у Чуи, где проводятся соревнования «Чуя-Ралли»

783 – с. Чибит, начало маршрута на Шавлинские озёра, мост через Чибитку, АЗС. Примыкание грунтовой дороги, идущий вдоль Мажойского каньона на Чуи до места впадения р. Маашей.

Достопримечательности чуйского тракта

788 – с. Акташ

790,7 – Примыкающая трасса: Чибит – Усть-Улаган – Балыктуюль – Балыкча, дорога на с. Улаган и Телецкое озеро, Алтайский пограничный отряд, АЗС, СТО, продажа автозапчастей, шиномонтаж, балансировка, кафе, гостиница, телеграф.

802 – открывается вид на Северо-Чуйский хребет

812 – граница Улаганского и Кош-Агачского районов, археологический памятник

817 – подъем на Курайский перевал, комплекс археологических памятников

822,2 – с. Курай, Мост через Чую за селом Курай, начало маршрута к ледникам долины р. Актру

830 –- с. Кызыл-Таш

843-848 – комплекс археологических памятников

856,7 – р. Куехтонар, древние плавильные печи недалеко от впадения р. Куехтонар в Чую

864,7 – Источник Чаган-Узунский, поворот вправо на мост через Чую, указатель на “Чаган-Узун 2”, дорога на Кызыл-Чин (Марсианские пейзажи)

877 – с. Ортолык, дорога к археологическим памятникам долины р. Елангаш, АЗС

Достопримечательности чуйского тракта

878 – указатель “Бельтир 29”

Достопримечательности чуйского тракта

892 – указатель «Джазатор 140, Ташанта 51», по дороге на Беляши (Джазатор) через перевал Тёплый ключ, дорога на Плато Укок, АЗС, гостиница, телеграф, кафе

895 – пост пограничного контроля. Дальнейшее движение без допуска в пограничную зону не возможно.

917 – с. Жана-Аул, музей казахов Алтая

937 – р. Уландрык, археологические памятники

943 – с. Ташанта, таможенный и пограничный пункты, комплекс археологических памятников в долине р. Юстыт.

964 – граница Российской Федерации и Монгольской Республики, 0 км Чуйского тракта, Перевал Дурбэт-Даба высотой 2481 м, обелиск в честь дружбы СССР и МНР

Достопримечательности чуйского тракта

Достопримечательности чуйского трактаСкачать схему 1600×621

Достопримечательности чуйского тракта

5 ноября офисы в Санкт-Петербурге и Москве работать не будут

Достопримечательности чуйского тракта

День рождения Клуба Приключений в Лен.Области – как это было

Достопримечательности чуйского тракта

Команда инструкторов Клуба Приключений заняла 1 место на соревнованиях по водному туризму «Лосевский слалом».

Достопримечательности чуйского тракта

Наши офисы переходят на режим работы в будни с 11:00 до 19:00.

Достопримечательности чуйского тракта

Достопримечательности чуйского тракта

Достопримечательности чуйского тракта

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Чуйский тракт

Дороги тоже могут быть достопримечательностями. Примеров много – «Атлантическая дорога» в Норвегии, «Дорога Больших ворот» в Китае, «Великая океанская дорога» на австралийском континенте. В ТОП-10 красивейших дорог мира журнал «National Geographic» включил также Чуйский тракт на Алтае. Он стал первой полноценной дорогой, соединившей Россию и Китай.

На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как, Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Чуйский тракт в Республике Алтай

В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идет через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.

Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но ее никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Это дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Строительство тракта

Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Начало эксплуатации дороги

Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключенные из окрестных лагерей, в том числе, немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.

Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы «Змеиной», возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры «Каторжной» было затрачено чересчур много сил и времени.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: На машине по Чуйскому тракту

Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.

37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Бердские скалы

217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.

Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Ее дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.

Достопримечательности чуйского тракта

250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель – «Дом-музей летчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.

364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвященные легендарной дороге.

400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Памятник Василию Шукшину в Сростках

416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждет отменная рыбалка.

453 км. Майма. В поселке находится подъездная дорога к Горно-Алтайску – столице Республики Алтай. Древнейшим памятником эпохи нижнего палеолита является Улалинская стоянка древнего человека, открытая в 1961 году. Она расположена в черте Горно-Алтайска. Древние находки с этого места хранятся в местном краеведческом музее. Здесь, например, можно увидеть каменные ножи и стрелы, которые были изготовлены десятки тысяч лет назад.

Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалеку от Горно-Алтайска.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: «Бирюзовая Катунь»

511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах, на берегах Катуни, образовался, так называемый «Чемальский тупик». Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.

530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полет на дельтаплане.

652 км. Онгудай. В эти удаленные места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.

686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между селами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили еще заключенные СибЛАГа.

691 км. Купчегень. Неподалеку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.

Достопримечательности чуйского тракта

710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.

722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются «Ининские стелы» высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.

731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.

744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Памятник шоферу Кольке Снегиреву

В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалева, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.

865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.

942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.

На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая «Лев-гора». Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.

Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии – точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Археологи за работой

Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!

Горный Алтай славится многочисленными пещерами. Одна из них – «Страшная» – находится на реке Иня в Краснощековском районе. В ней найден семиметровый культурный слой – зола, кости, предметы, изготовленные древними обитателями этих мест. Археологи долгое время изучали это место.

На реке Иня есть и другая, не менее удивительная, пещера. Она находится в кратере, на верхушке большой горы, имеющей пирамидальную форму. На дне кратера – большое озеро. Именно там находится вход в пещеру. Говорят, пока никто не смог пройти ее до конца.

Достопримечательности чуйского тракта

Фото: Красоты Горного Алтая

А еще Алтай считается «местом силы». Курганы, наскальные рисунки, каменные стелы – все это можно встретить в горных долинах. В этих краях сохранилось немало древних культовых сооружений. Возможно, в будущем регион станет центром сенсационных открытий. Пока что преградой для его изучения является труднодоступность некоторых районов. Но Алтай терпеливо ждет своих исследователей!

Наш турклуб предлагает следующие программы походов:

Оцените статью
Туризм
Добавить комментарий


Notice: Undefined index: tlap_yametrika_ecommerce in /var/www/www-root/data/www/rusiber.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 293

Notice: Undefined variable: ym_ec in /var/www/www-root/data/www/rusiber.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 308

Notice: Undefined index: tlap_yametrika_ecommerce in /var/www/www-root/data/www/rusiber.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 293

Notice: Undefined variable: ym_ec in /var/www/www-root/data/www/rusiber.ru/wp-content/plugins/true-lazy-analytics/functions.php on line 308